Идея - формирование опыта самоуправления деятельности человека.
Цель - формирование творчески активной личности, готовой к адаптации в обществе.
Когда мы говорим слова «школьное самоуправление», мы подразумеваем особый способ воспитательной работы, когда дети как бы «играют в демократию». Лишь в последние годы, в связи с переменой в политическом курсе, на передний план стало выходить требование о реальном участии обществественности в управлении школой. Однако, школьное самоуправление может быть чем-то совершенно иным, а именно - реальной частью педагогического процесса.
Организация школьного дела имеет много граней, сторон, сущностных и исторических моментов. Без освещения целого каждая часть этого целого будет видна лишь ограниченно.
Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять потребности учащихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении реальных проблем школы. Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах всего коллектива.
Самоуправление - это и планирование всех дел, и организация работы, а затем анализ и подведение итогов. Здесь важна роль актива, наиболее деятельных ребят.
Принципы:
• Личностная и социальная значимость;
• Гармоничное сочетание коллективных и личных интересов в работе;
• Добровольность участия;
• Гласность в работе;
• Развитие способностей.
Содержание деятельности:
• учеба;
• труд;
• досуг;
• здоровый образ жизни;
• правопорядок;
• информационная деятельность;
• социализация.
Этапы:
• Информированность о возможностях;
• Формирование мотивации;
• Организация деятельности;
• Осуществление деятельности;
• Анализ;
• Подведение итогов.
Формы:
• Президент;
• парламент;
• советы и центры;
• комиссии и комитеты;
• кружки по интересам;
• суд чести;
• сборы и собрания.
Методы:
• вовлечение;
• организация деятельности;
• анализ.
• сотрудничество;
Школьный совет имеет право:
• Проводить на территории школы собрания, в том числе закрытые, и иные мероприятия не реже 1 раза в неделю;
• Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах (на стенде) и в школьных средствах информации;
• Знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить свои предложения;
• Проводить среди учащихся различные опросы;
• Принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать учащихся, Администрацию школы, городской Школьный Совет и другие органы о принятых решениях;
• Вносить в Администрацию школы предложения по совершенствованию учебно-воспитательной работы; поощрении и наказании учащихся;
• Опротестовывать принятые Администрацией школы решения;
• Участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, педагогами и родителями;
• Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом школы
• Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.
• Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
• Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.