МОУ "Теченская СОШ"
Образовательно-воспитательная программа школьного музея
Руководитель: Шелехова Т.В.
Пояснительная записка
Человек рождается, чтобы оставить свой след на земле, чтобы память о нем жила в сердцах потомков. Как объяснить это маленькому гражданину? Как помочь ему найти свою дорогу в огромном мире? Как научить его быть благородным, заложить в его душе стремление отдавать, а не только получать? Как воспитать ребенка гражданином, патриотом своего Отечества? В этом большую помощь может оказать музей школы. Воспитание патриотизма невозможно без изучения истории своего Отечества, оно неотделимо от знания героического прошлого своего народа, своего края. История – это душа и память народа, а музеи – активные хранители этой памяти. Музей школы – это центр патриотического воспитания. Через экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми, выставки мы пропагандируем накопленный материал, активно привлекая учащихся к данной работе. Все это открывает неисчерпаемые возможности для воспитания у подрастающего поколения чувства гордости за свою историю и ответственности перед ней. Главное преимущество образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный создатель его. Для многих ребят работа в школьном музее становится школой творчества и поиска, общественной активности и гражданственности и привлекает многогранностью способов и самореализации. Работая в школьном музее, участвуя в поисково-исследовательской работе, организовывая встречи с интересными людьми, знакомясь с историческими фактами, ученики расширяют и углубляют свои знания, приобретают навыки творческого мышления, самостоятельного поиска, учатся работать с информацией, узнают историю и проблемы своего родного края «изнутри», начинают понимать, как много сил и души вложили предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству. В процессе этой работы формируется сознание общественного долга, дисциплины, приобретаются организаторские навыки. Главная задача музея – пробудить и усилить интерес учащихся к истории своего города, школы, Отечества, не дать погибнуть информации о судьбоносных исторических событиях нашей Родины, участниками которых стали не только полководцы и военачальники, но и все простые люди. Это – бесценное для истории, для потомков достояние.
Срок реализации программы: 5 лет, с 2015 по 2020 год.
Программа разработана в соответствии с документами Федерального и Регионального значения и реализуется по следующим направлениям:
1. Экскурсионно-лекторская и культурно-просветительская работа. Данное направление включает в себя тематические блоки:
n Археология. Эпоха древности на Южном Урале.
n Средние века на Южном Урале.
n Гражданская война на Южном Урале в Челябинской области.
n Советский период. n Великая отечественная война.
n Раздел нумизматики.
n Раздел этнографии.
n История поселка.
2. Поисковая и исследовательская работа.
3. Работа с фондами.
4. Общественно полезная работа: шефство над ветеранами войны, тружениками тыла, оказание посильной помощи, участие в акциях по уборке территории около памятников защитникам Отечества
5. Методическая работа. Программа нацелена на формирование базовой культуры личности школьника на основе воспитания гражданственности и патриотизма и призвана воспитывать бережное отношение к культурному и историческому наследию «Малой Родины», осознанию причастности к истории города, области, России.
Цель: Воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
• Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей;
• Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
• Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии;
• Формирование научных и профессиональных интересов;
• Привлечение к сотрудничеству сторонних организаций, ставящих перед собой сходные цели;
• Увеличение музейной аудитории за счет реализации проекта.
Основные направления деятельности: - Сбор материалов о ветеранах и тружениках тыла ВОВ; - Научно-исследовательская деятельность; - Связь музея с государственными учреждениями, общественными организациями города: Советом ветеранов, Военным комиссариатом и др. - Обеспечение учета и условий сохранности фондов школьного музея. Содержание программы включает в себя проведение фондовой, поисковой, исследовательской, экскурсионно-лекторской, культурно-просветительской, методической и общественно полезной работы. Осуществлять программу помогает актив музея, созданный из числа учащихся 7-11 классов в количестве 15 человек, который возглавляет Совет музея (7 человек). Руководитель музея постоянно проводит с активистами занятия по изучению музейного дела, на которых рассматриваются теоретические и практические вопросы по организации экскурсионной, поисковой, оформительской и фондовой работы. Деятельность музея Поисково-исследовательская: - работа НОУ; - поиск новых экспонатов и исторических фактов; - переписка с интересными людьми; - работа с библиотечно-архивными фондами. Информационно-познавательная: - встречи со знаменитыми и интересными людьми села (участниками ВОВ); - публикации в СМИ заметок о музее и об истории села; - использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе школы; - использование передвижных экспозиций музея; - ведение летописи школы и села. Экскурсионная: - подготовка экскурсоводов из состава учащихся школы: - проведение экскурсий в музее; Реставрационно-оформительская: - оформление стендов и витрин; - уход за экспонатами и их реставрация; - ведение учетной документации музея. Обеспечение учета и сохранности материалов музея В музее ведется книга учета фондов. Сохранность музейных материалов обеспечивается сторожами. Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общешкольного организма, если учителя будут широко использовать его экспозицию и фонды в учебно-воспитательном процессе. Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. В практике нашей школы сложились следующие её виды: - учебная экскурсия в музее; - урок-экскурсия в музее; - использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке; - демонстрация музейных предметов во время беседы учителя; - подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее; - проведение учебно-практических конференций. Работа в музее проводится по ряду предметов: краеведению, ОБЖ, истории, литературе, этикету, ИЗО, трудовому обучению и на классных часах. Учителя, используя возможности музея, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают информацию, но и демонстрируют учащимся сложные пути ее получения. Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых воспитываются нынешние поколения. Во время походов школьники не только собирают новый материал для музея, но и щедро отдают приобретенные знания. Работа в музее помогает школьникам выбрать будущую профессию. Тема труда и защиты своего Отечества нашла в музее своё отражение. Все виды воспитательной работы, которые ведутся на базе нашего школьного музея, способствуют формированию личности учащихся.
Результат реализации программы (прогнозы) 1. Создан школьный музей в соответствии с требованиями.
2. Реализация потребности детей в деятельности по интересам.
3. Самореализация ребят в дополнительном образовании, в выборе будущей профессиональной деятельности.
4. Более высокий уровень патриотизма к малой родине, влияющего на отношение к своей стране, своему народу.
5. Музей - центр воспитательной работы школы, дополнительного образования детей.
2. Реализация потребности детей в деятельности по интересам.
3. Самореализация ребят в дополнительном образовании, в выборе будущей профессиональной деятельности.
4. Более высокий уровень патриотизма к малой родине, влияющего на отношение к своей стране, своему народу.
5. Музей - центр воспитательной работы школы, дополнительного образования детей.