Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, умений и навыков, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.
Сейчас, существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять осознанный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственным за свой выбор, профессионально мобильным.
Что же представляет собой профориентация в широком смысле слова? Профориентационная работа в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий, система наших с вами мероприятий, обеспечивающих научно- обоснованный выбор профессии.
Естественно, важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу тогда только, когда привлечен весь педагогический коллектив. В нашей школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями –предметниками.
Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:
- профессиональная информация,
- профессиональное воспитание,
- профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, информацию о системе учебных заведений…
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность нашей с вами педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать детей к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному труду, к активной пробе своих сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник наш попробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальных характер.
Один из важнейших составных компонентов профориентации школьников – предварительная профдиагностика. На этом этапе мы изучаем характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, состояние здоровья.